Анонимно
2 часа назад

Найти в интернете и послушать романс С. Слонимского "Я недаром печальной слыву..."
О чём рассказывает этот романс? Как вы понимаете его содержание?

Ответ

Анонимно

Ответ:

У Ахматовой это стихотворение не носит названия. Слонимский же берёт третью строчку для названия, единственную (в первом четверостишии), где есть местоимение «я» (в трёх других строчках – «ты»), подчёркивая тем самым остроту страдания главной героини. В этом цельном восьмистишии преобладают глаголы, причём неопределённые, что создаёт напряжение, передаёт состояние неясности. В качестве символа смерти, причём усиленного, здесь выступает словосочетание «чёрные ангелы». Стихотворный размер – анапест (единственный трёхстопный за весь цикл). Но в конце трёх последних строчек можно наблюдать «эффект паузы» перед последним словом (формально, здесь двухстопность). Так выделяются слова: «суд», «костры», «цветут».

Музыкальные акценты, расставленные Слонимским, помогают лучше ощутить всю суть этого напряжения и переживания. Романс написан в двухчастной контрастной форме. Логика развития музыкальной ткани чётко совпадает с текстом. В первой части композитор выделяет третью строчку индивидуальным зачином (три другие начинаются одинаково). Во второй части повторность мелодической линии осуществляется попарно. Кульминация приходится на третью строчку, на слова «и малиновые костры». Во всём восьмистишии эта кульминационная строчка является предпоследней. Таким образом, оттягивается ожидаемая кульминация, которая могла бы осуществиться в точке золотого сечения. Весьма существенное противоречие заложено и в словах, на которых Слонимский делает кульминацию. Слова «малиновые» и «костры» здесь семантически противоположны.

Это стихотворение так же названо Слонимским по первой строчке, как и во втором романсе. Эти 2 романса составляют контрастную вторую линию цикла, где представлены ситуации бытовые, простонародные, а сами романсы – частушечного характера.

Это восьмистишие имеет ярко-выраженное деление пополам, где вторая половина по своему стихосложению представляет собой самостоятельную поговорку. В первой части через «озорного мальчишку» представлены образы разгульной простоты, с подчёркнутым «а у вас». Поговорка же начинается со слов «а у нас». Здесь представлены образы сельской жизни. Отмеченные контрасты и противопоставления подчёркнуты и в музыке: скерцозность в первой части, песенность и певучесть во второй. Но в этом противопоставлении Слонимский не отдаёт предпочтение ни одной из крайностей – он иронизирует над обеими. Это проявляется в том, как удачно вписывается скерцозность из первой части в «тишь да гладь» второй. Таков замысел, вероятно, был и у Ахматовой, так как подобного рода «частушечность» не столь характерна для её творчества. Тем не менее, поливалентность этого романса и является связующим звеном в данном цикле. А простонародный характер здесь дан для того, чтоб снять напряжение после столь сильной кульминации в предыдущем романсе.